Мир животных

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мир животных » Собаки » Дрессировка собак


Дрессировка собак

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Тут выкладываем статьи по дрессировке.

0

2

1. С какого возраста приступать к занятиям?
Итак, бытует масса баек о том, что с собаками, особенно редких и дорогих пород необходимо начинать занятия по дисциплинарной дрессировке после 1 года. Это далеко не так. Самый оптимальный возраст для начала дрессировки на послушание - 5-6 месяцев. Не раньше. Но и не позже. И вот почему вы, наверное, обратили внимание, что щенок до 4х месяцев редко отходит далеко от хозяина, хорошо выполняет те или иные команды за кусочек на кухне. Неопытный владелец часто принимает это за врожденное послушание, какие то феноменальные способности собаки в дрессировке. Это не так. И все объясняется очень просто. До 4х месяцев у щенка существует природная привязанность к владельцу, как в стае волчонок привязан к своей матери. И в дикой природе щенок не может отойти от родителя - сожрут. Вот точно также ведет себя и щенок домашней собаки. Он от вас не отходит не потому, что безумно привязан именно к вам - а потому, что голос предков говорит ему - "не отходи от более сильных членов стаи - сожрут!"
Но пройдет время, и щенок поймет - человечий мир не опасен. Голос предков будет звучать все тише и тише - и он кинется осваивать мир! А изучение мира в понимании щенка - это и охотничий инстинкт, который, между прочим, включает в себя и валяние в пахучей дряни, и желание нажраться на помойке, и врожденное любопытство - чревато побегами и полным игнорированием владельца, и желание доминировать - соответственно в бою поставить на место и хозяина, и окружающих собак, зачастую превосходящих щенка в размерах раз в пять. Но это желание самостоятельной жизни только начинает зарождаться в 5-6 месяцев. Вот и получается, что это - золотой возраст для дрессировки собаки. Еще существует слабая природная привязанность к владельцу, но еще не сформировались вредные привычки и навыки, которые, безусловно, сопутствуют самостоятельному, без дисциплинарной дрессировки взрослению животного. Т.е. - в 5-6 месяцев мы имеем на руках зверушку, которая уже подросла, и только начинает самостоятельно познавать мир. Так давайте сразу объясним собаке правила поведения в этом мире. И не будем ждать, пока он создаст эти правила сам. Поверьте, они вам очень не понравятся……
А вот защитный курс - лучше проходить после года. Почему? Часто собаки, особенно крупных пород, выглядят и в 5 месяцев мощными и уверенными в себе псами. Но это только внешне. А нервная система собаки еще не сформировалась, щенок не окреп, не установились нужные условные связи. А в хорошей защитной службе работает в первую очередь - нервная система собаки. А потом уже мышцы. Во время прохождения этого вида дрессировки многие собаки испытывают жесткое давление со стороны фигуранта, и часто у молодых собак не выдерживает нагрузки психика. И собаки "срываются". Выражаться это может и в черезмерной, неуправляемой агрессии, и в такой же радикальной трусости, а так же возможны более тяжелые формы срыва - неврозы и фобии. Так что не стоит рисковать. Дайте ему вырасти. Развивайте собаку физически, отрабатывайте жесткое послушание. И поверьте - 1 год для этого - очень небольшой срок. Вам и без защитных занятий работы хватит.

2. Где дрессировать собаку?
Итак, предположим, что ваш щенок достиг возраста одного из курсов дрессировки. Теперь перед вами стоит выбор - где и как дрессировать. У вас есть несколько вариантов
1.На дрессировочной площадке в вашем районе
2.Пригласить дрессировщика на дом, для индивидуальных занятий
3.И самостоятельные занятия, с помощью книжек и видеопособий.
Давайте рассмотрим все варианты по отдельности, со всеми достоинствами и недостатками, а так же поймем, на что нужно обратить внимание при выборе места и метода занятий.
Учебно-дрессировочные площадки
Достоинства
1.Низкая цена занятий. В группе на площадке цена занятия обычно ниже цены за индивидуальные занятия в 2-3 раза. Обусловленно это не низким качеством подготовки инструкторов, а групповым методом ведения занятий. Народу много за 2 часа занимается, каждый понемножку - и нормально. А так же тем, что инструктору не нужно тратить время на дорогу к вам. А время, как известно - деньги. Средняя стоимость занятия на площадке в Москве - 150-200 руб.
2.Наличие снарядов и возможности заниматься спортивной дрессировкой. Не всем это интересно, но если вы решили заняться дрессировкой собаки надолго и всерьез - эту возможность могут предоставить только на площадке.
3.Большое количество отвлекающих факторов, работа в присутствии других собак. Очень важный фактор. Ведь, как известно чем больше собаке в дрессировке мешают окружающие моменты - там качественнее получится дрессировка. Ведь одно дело - подозвать собаку в своей квартире, где нет помех, и другое - отозвать кобеля на улице от противника, с коим он уже готов вступить в драку. Улавливаете разницу?
4.Площадки - это своего рода клубы по интересам. Там всегда можно замечательно провести выходной день, пообщаться с единомышленниками, себя показать, на других посмотреть.
5.Часто - хороший уровень подготовки инструктора. Частник - он не уловим. У него нет постоянного места дислокации. И он может делать одну ошибку за другой. На его имидже это слабо отразится. А у инструктора на площадке - нет выхода, кроме того, чтоб ошибок не допускать. Ведь буквально в метре от него работает его коллега. И даже не  просвещенному человеку легко понять - кто лучше?
Недостатки
1.Групповой метод обучения - у инструктора физически не хватит ни времени, ни сил, чтобы обратить внимание на каждую собаку в группе, учесть ее индивидуальные особенности. Посему метод обучения в основном - поточный, что не очень хорошо.
2.Необязательность - Инструктора получают, в общем, совсем не большие деньги, и по этому для многих - это род хобби, такой же, как и для владельцев собак. Основное место работы таких инструкторов находится в совершенно другой области, а отсюда и отношение к работе с собаками - как к развлечению. За которое еще и денег дают - немного, но все же…..
4.Пьянство - к сожалению, область кинологии очень подвержена этому недугу. А так площадка является своеобразным клубом по интересам - пьянство происходит совместно и с владельцами, и с собаками. Что, безусловно, негативно отражается на подготовке собак. После того, как владелец и инструктор посидели как следует совместно, их отношения плавно перетекают из области обязательности и договоров в совершенно другую плоскость. Ну и как, скажите, вы будете спрашивать что-то с человека, который еще вчера участвовал вместе с вами в глобальном гулянье?
5.Долго. Курс на площадке обычно длится минимум три месяца.
Индивидуально, с выездом на дом
Достоинства
1.Индивидуальный подход к собаке. Инструктор работает именно там, где собака живет, и именно с теми проблемами, которые существуют у данной собаки. Все свое время и опыт он тратит на данном занятии именно на вашу собаку.
2.Удобный график. Многие владельцы собак работают по скользящему графику, рабочий день не нормирован. При варианте обучения с выездом нормальный инструктор будет проводить занятия тогда, когда удобно вам. Сервис.
3.Обучение собаки, максимально приближенно к вашим личным требованиям. Нет норматива, относительно которого преподают на площадке. А значит можно делать именно то, что хочет владелец, а не то, что диктует регламент испытаний и нормативов.
4.Конкретность требований, предьявляемых к инструктору. Вас трое - вы, собака, и инструктор. Все. Перед началом курса инструктор должен взять на себя определенные обязательства. И выполнить их к концу. Отговорки не возможны. Потому как ситуация - очень понятная и простая.
5.Быстро. Грамотный инструктор на выезде сможет поставить собаке послушание и скорректировать поведение всего за месяц - полтора. И качественно.
1.Низкий уровень подготовки инструктора, либо вообще отсутствие такового - в том случае, если вы обращаетесь к частному лицу, не имеющему юридического статуса, должных документов, стабильного места работы по специальности инструктора служебного собаководства. Таких людей много, и они не уловимы. А дрессировка собаки - это такой дремучий лес, где очень легко запутать владельца, обладая даром красноречия. А потом - кому вы будете предъявлять претензии? Посему - пользуйтесь услугами людей, которые официально занимаются этой деятельностью.
2.Высокая цена - это обусловлено тем, что инструктор едет к вам. И занимается только вами. На обслуживание одной собаки у инструктора вместе с дорогой уходит в среднем 4-5 часов. Это почти целый рабочий день.
3.Невозможность занятий по всем видам собачьего спорта. - Нужны снаряды. А инструктор не может привести их с собой. В том случае, если вы пойдете заниматься с выездным инструктором на свою районную площадку - вас неминуемо ждет конфликт с владельцами. Таковы нравы кинологической среды…..
Самостоятельные занятия
Достоинства
1.Не нужно никому, ничего платить.
2.Никто не разрушает вам голову разнообразными теориями о дрессировке собак. Заодно, кстати, периодически поливая своих коллег - инструкторов по всякому.
3.Никаких обязательств, и никуда ехать не надо.
4.Сам себе голова, и в конце дрессировки, если получится - огромное чувство собственного величия.
Недостатки
1.Скорее всего ничего не выйдет. Потому что помимо теории необходимо знать правильную технику работы. А это может показать только инструктор, и только в работе с конкретной собакой. Нет методов, которые универсальны. Хороший инструктор многое придумывает сам. А вы не сможете.
2.Очень мало хорошей литературы и пособий. Основная масса материала направлена не на разьяснение методик дрессировки собак, а на удоволетворение личных амбиций автора.
А оно вам надо? Корифеи дрессировки редко выдают свои секреты… Ведь это их хлеб.
3.Долго. Очень долго, путем проб и ошибок. А некоторые ошибки уже не сможет исправить и суперпрофи…
pet-dogs.ru

0

3

Субъективное понимание поведения собаки. Эта грубейшая ошибка, к сожалению, встречается у многих дрессировщиков, особенно у недостаточно подготовленных теоретически, слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак. Они очеловечивают собаку, обращаются с ней, как с существом, которое понимает Человеческую речь, способно мыслить, сознательно действовать, руководствуясь желанием или нежеланием, представлениями и впечатлениями. Это приводит к тому, что дрессировщик нарушает методику выработки условных рефлексов и предъявляет к собаке непосильные требования, приводящие к срывам и неврозам.
У некоторых начинающих дрессировщиков очеловечивание собаки проявляется в искажении команды. Например, вместо стандартной команды "Ко мне" они произносят "Иди сюда". Некоторые дрессировщики, еще не выработав у собаки условного рефлекса, подают команды, подкрепив их жестами и ждут ответной реакции. Собаки, естественно, не выполняют нужных действий и не реагируют на их слова. Нельзя забывать, что даже самое сложное поведение собаки - суть условные рефлексы, которые образуются при определенных условиях воздействия условного и безусловного раздражителей.
Например, две собаки набрасываются друг на друга. Тогда молодые дрессировщики растаскивают их в стороны и начинают наказывать, думая, что собаки знают, за что их наказывают. Бывает, что собака во время выгуливания погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку по команде "Ко мне", наказывает ударом поводка или хлыста. В первом случае наказание ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но не заглушает агрессивности собак друг к другу. Во втором - удары поводком или хлыстом вступают в связь не с броском собаки за кошкой, а с командой "Ко мне". Команда "Ко мне" и вид поводка в руках дрессировщика подкрепляются безусловным болевым воздействием. У собаки образуется неправильный рефлекс на команду "Ко мне" и нежелательная связь на поводок - на эти сигналы собака будет убегать от дрессировщика. Причиной очеловечивания поведения собаки является непонимание различий в высшей нервной деятельности человека и собаки. Это различие, как указывает академик И. П. Павлов, заключается в том, что собака обладает только первой сигнальной системой, а человек, кроме первой сигнальной системы имеет еще и вторую, связанную с речью и мышлением, т. е. смысловым значением слов.

Дрессировка без учета индивидуальных особенностей собаки. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие индивидуального подхода к собаке. Она обнаруживается при проверке степени подготовленности собак в конце первого и начале второго периодов. При анализе причин большого количества низкой подготовленности собак нередко выявляется, что дрессировка велась без учета индивидуальных особенностей каждой собаки, шаблонно, по общей методике. Подтверждением этой ошибки является тот факт, что отставание в курсе дрессировки наблюдается у собак холерического и флегматического типов, с преобладанием пассивно-оборонительной, ориентировочной и пищевой реакций поведения. Особенно низкие результаты наблюдаются у молодых собак, не прошедших курс воспитательной дрессировки в подготовительном периоде.
Руководитель занятий обязан знать особенности каждой собаки и определять в индивидуальном порядке методы дрессировки, характер, продолжительность, силу и способы применения раздражителей для выработки условных рефлексов, а также своевременно обнаруживать ошибки дрессировщиков и помогать устранять их.
Отсутствие последовательности в отработке приемов дрессировки и ввода усложнений. В подготовке собак часто наблюдается стремление вырабатывать побольше навыков в короткий срок или перейти поскорее к специальной дрессировке, не отработав приемов общей дрессировки. Спешка приводит к тому, что условные рефлексы не закрепляются до навыков, а выработка отдельных навыков производится небрежно, без последовательного ввода и отработки усложнений. У таких собак не вырабатываются стойкие условные рефлексы на команды и жесты, дрессировщик не в состоянии управлять собакой в сложной обстановке. Например, собака, приученная к работе по запаховым следам в облегченных условиях, не способна проработать след даже при введении одного усложнения. Приучение собаки к работе в сложных условиях достигается постепенным введением усложнений. При работе собаки по чутью усложнять обстановку надо терпеливо, осторожно и продуманно. Так, при проработке запахового следа человека на каждом очередном занятии вводится только одно усложнение. Комплексная отработка усложнений допустима лишь при отработке всех усложнений, введенных на предыдущих занятиях.
Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы собаки от частого и длительного повторения одних и тех же упражнений. Эта ошибка типична для малоопытных дрессировщиков, которые стремятся скорее усовершенствовать служебные качества собаки и не заботятся о конкретном режиме упражнений при отработке каждого навыка. Для предотвращения ошибок надо четко планировать занятия, упражнения отрабатывать в определенном режиме, сохраняя у собаки заинтересованность и активность в работе.
Передрессировка собаки возможна при отработке любого приема, но чаще всего на занятиях по преодолению препятствий, при апортировке, выборке вещей, развитии злобы и задержании убегающего помощника. Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, надо сделать перерыв в отработке данного приема на 1-2 недели.

Неправильное применение сочетания раздражителей относится к наиболее частым ошибкам, причина которых - слабое знание теории дрессировки и техники выполнения упражнений. Если начинающий дрессировщик плохо усвоил методику выработки условных рефлексов, то его ошибки проявляются в неправильном сочетании условных и безусловных раздражителей. Методика выработки условных рефлексов определяет правила дрессировки собак, которыми обязаны руководствоваться все дрессировщики при выполнении любых приемов. В дрессировке обязательно применение условного сигнала перед воздействием безусловным раздражителем. Нарушение этого правила можно наблюдать при выработке у собаки условного рефлекса на команду "Рядом". Начинающий дрессировщик часто команду подает после рывка поводком, поэтому условный рефлекс не образуется. Некоторые дрессировщики допускают большой интервал по времени между условным и безусловным раздражителями. Например, при выработке условного рефлекса на команду "Сидеть" несвоевременное подкрепление безусловным воздействием на область поясницы вызывает у собаки и запоздалую ответную реакцию. У собаки образуется отставленный условный рефлекс; собака садится не сразу, а только через некоторое время после подачи команды. Частой ошибкой является многократное повторение одной и той же команды перед подкреплением безусловным раздражителем. В результате таких повторов сочетаний образуется запаздывающий условный рефлекс, проявляющийся только после неоднократных команд. Подобные ошибки могут быть допущены во многих приемах общей и специальной дрессировки. Так, например, частое повторение команды "След" при работе по запаховому следу вызывает у собаки стремление двигаться вперед без принюхивания к запаховому следу.

Одной из частых ошибок является неправильная интонация голоса при подаче команд: всегда одинаково или в угрожающем тоне без учета индивидуальных особенностей собаки и выполняемых ею действий. Интонация подаваемой команды должна соответствовать предстоящему воздействию безусловным раздражителем.
Команду "Фу" как сигнал запрещения целесообразно подавать при попытках схватить пищу, даваемую посторонним человеком или лежащую на земле, при набрасывании собаки на проходящих людей, животных, а также в ряде других случаев, когда собака совершает ненужные действия. В этих случаях команда подается с угрожающей интонацией и подкрепляется сильным тормозным безусловным раздражителем (рывок поводком, удар хлыстом или прутом). Во всех других случаях команда "Фу" должна произноситься с различной интонацией в зависимости от назначения приема и поведения собаки.

Ошибка в даче лакомства может быть методической и технической. Например, пользование лакомством только в начале занятия приводит к тому, Что собака в первой части занятия активна, а в конце - снижает активность или совсем прекращает работу. Поэтому лакомство надо давать по мере надобности в ходе всего занятия для поддержания активности собаки на протяжении многочасовой работы. Бывают случаи, когда лакомство дается просто так, как пища для кормления. Тогда оно теряет свое поощряющее и стимулирующее воздействие. На дрессировке сильно отражается и нерегулярная дача лакомства в первоначальный период выработки условных рефлексов и укреплении их до навыков. Лакомство должно даваться по определенной системе, небольшими кусочками одинаковых размеров за правильное выполнение нужного действия. В последующих упражнениях лакомство дается реже, заменяется поглаживанием и поощрительным словом "Хорошо".

Неправильное пользование поводком. Поводок - важное средство воздействия на собаку. Поэтому дрессировка собак зависит и от умения дрессировщика пользоваться поводком. В первый период дрессировки часто допускаются ошибки: рывки поводком во время выгуливания собаки, при проработке следа и выработке выдержки, выборке вещей, обыске местности; выгуливание собаки на коротком поводке и отработка "хождения рядом" на длинном. Не следует пускать собаку на преодоление препятствий с поводком, так как он мешает свободному движению, тормозит работу.
Иногда дрессировщики посылают собаку на выборку вещи с поводком, свисающим до земли. Это приводит к тому, что поводок сбивает вещи в кучу, происходит наслоение запахов, что затрудняет работу собаки. Незначительное движение дрессировщика поводком в момент выборки вещи может стать сигналом для поднятия вещи без обнюхивания. Поэтому собаку на выборку вещи следует посылать без поводка.
Молодые дрессировщики часто неумело пользуются длинным поводком при управлении поведением собаки: держат его не в той руке, наступают на него, что приводит к рывкам. Это можно наблюдать при работе по следу, особенно на неровной и закрытой местности; поводок цепляется за деревья, кусты, камни, в результате резко снижается темп движения, собака быстро утомляется, снижается ее заинтересованность в работе, а иногда она вообще отказывается от работы. Следовательно, собака должна быть приучена к работе по следу без поводка. В лесистой местности управлять собакой надо голосом и жестами. Если собака увеличивает темп движения и уходит от дрессировщика, то ее следует взять на поводок и замедлить движение. Систематическое придержание собаки поводком на углах или перед вещами приводит к тому, что у нее вырабатывается нежелательная связь на поводок, поэтому в этих случаях дрессировщик должен управлять собакой с помощью других сигналов.

Недооценка значения прочих факторов дрессировки. Обстановка, в которой производится дрессировка собак, должна быть близкой к реальным условиям предстоящей службы. Действия дрессировщика, его помощника и взаимодействие между ними должны быть такими же, какими они бывают в действительности на службе между инструктором и нарушителем. В процессе дрессировки нередко эти требования нарушаются и допускаются различные ошибки. Например, дрессировщик дает задание помощнику для прокладки следа на виду у собаки. Собака возбуждается и ждет сигнала дрессировщика на проработку следа в данном направлении.
После проработки следа на конечной точке дрессировщик привязывает собаку и на виду у нее садится рядом с помощником, ведет с ним беседу, обращается с задержанным по-приятельски, а не как с посторонним человеком. Вследствие подобных ошибочных действий у собаки образуется навык "безразличного" отношения к помощникам - прокладчикам следов и их запаховым следам. В процессе дрессировки собак взаимоотношения дрессировщика и помощника должны быть официальными, недопустимы ненужные разговоры, смех и шутки. Вместе с тем нельзя злить, натравливать собаку на товарищей, это приучает ее к злобному отношению к любому рядом стоящему человеку.

Ошибки при тренировке собак. Ошибки, допускаемые при дрессировке, часто дублируют и при тренировке, что в конкретном итоге снижает их служебные и рабочие качества. Наиболее частые ошибки при тренировке; однообразие условий и упрощенность обстановки; отсутствие временных сдвигов и смены местности; прокладка следов одним и тем же помощником на одинаковые расстояния; проработка следов одинаковой давности и по известным условиям; недоверие собаке и неуверенность дрессировщика; несоблюдение последовательности ввода усложнений; непроработка следов и невыполнение заданий.
Причины подобных ошибок: низкий организационно-методический уровень тренировочных занятий; отсутствие контроля за организацией тренировки и непонимание цели и задач; недостаток опыта и невысокий уровень теоретических знаний у младших специалистов.

Авторы - Арсланов, Шигорин, Алексеев. - "Дрессировка служебных собак"

0

4

Силовые игры
Молодые собаки больше всего любят играть в перетягивание предметов. В продаже есть даже специальные игрушки для этого. Как правило, победителями в этих играх выходят собаки. Не потому, что они сильнее, а потому, что мы им разрешаем выигрывать, видя сколько усилий они вкладывают в эту игру. Эти силовые игры интересны сами по себе до тех пор, пока молодые собаки не начинают проявлять агрессивность. Мы вынуждены сдаться, когда уже не в состоянии контролировать ситуацию. Врожденный животный инстинкт избегать травм выступает у нас на первое место. Поэтому в игре как раз и отрабатываются степени доминирования и подчиненности.
В нашу задачу не входит убедить собаку, что за свое рычание, "трепку" и стремление к победе она обязательно будет вознаграждена.
Не следует особенно акцентировать внимание собаки на исходе игры, так как ПОБЕДА В ТАКИХ ИГРАХ ИМЕЕТ ДЛЯ СОБАК ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, ЧЕМ ДЛЯ НАС, ЛЮДЕЙ!

Игра «Кто главный»
Вопреки сложившемуся мнению, в мире животных для подтверждения своего главенствующего положения. Альфа-фигуре совершенно не обязательно проявлять агрессивность к своим нижестоящим по положению сородичам. В реальной жизни это выражается в особом поведении остальных членов стаи. В стае собак или волков особое отношение к вожаку выражается в том, что простой член стаи подходит к вожаку с опущенной головой, не решаясь встретить его взгляд. Некоторые клиенты признают, что когда они поднимаются по лестнице, собаки, опережая их мчатся вперед и, стоя наверху, дожидаются своих хозяев. Без задней мысли мы продолжаем подниматься, глядя себе под ноги.
Посмотрите, как это выглядит с точки зрения собаки.
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ СВОЙ АВТОРИТЕТ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЯВЛЯТЬ АГРЕССИВНОСТЬ!

Игра в хорошие манеры
Дверные проходы, с точки зрения собаки, являются ключевыми местами в доме. Во-первых, это вход в дом, во-вторых, это очень узкое пространство. Когда рассказывают о том, как собака, отталкивая своего хозяина, протискивается через дверной проход, это расценивается, обычно, как проявление собачьего возбуждения.
Достаточно часто рассказывают о лениво развалившейся в дверном проеме собаке, которая только порыкивает когда ее пытаются прогнать с прохода. Обычно в таких случаях все заканчивается тем, что хозяин просто переступает через спящее животное.
В мире диких животных, если Альфе вздумается идти через узкий проход, все остальные члены стаи освобождают ему дорогу не потому, что его боятся, а из-за уважения к вожаку. Если Альфа отдыхает, никому и в голову не прийдет его побеспокоить. Подойдя к узкому проходу, члены стаи предоставляют вожаку право пройти первым. Все это - инстинкты волчьей-собачьей стаи. Если вдуматься, то они вполне распространены и в человеческом обществе - занимающий особое положение в обществе имеет право на привилегии.
ЕСЛИ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ АЛЬФЕ, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ УСТУПАЮТ ЕМУ ДОРОГУ!

Игра на внимание
Представьте себе, что вы удобно устраиваетесь в кресле с намерением посмотреть телевизор и вдруг вашу руку перехватывает собака, предлагая вам ее погладить. В большинстве случаев наша реакция будет мгновенной - мы начинаем гладить собаку. Почему? Прежде всего, потому, что если мы проигнорируем ее намерения, наша любимица все равно будет продолжать настаивать и не даст нам посмотреть телевизор. Кроме того, нам не хочется демонстрировать свое безразличие к ней. Если быть совершенно искренним, нам даже льстит это проявление симпатии со стороны собаки.
А в действительности происходит вот что. Собака саме выбрала себе того, КТО должен ее погладить, КОГДА и КАК долго. Если в другой раз вы позовете к себе собаку, не исключено, что в ответ получите либо безразличный взгляд, либо ворчание. В ответ вы, скорее всего, улыбнетесь, оставив свои попытки привлечь внимание собаки.
ТОТ, КТО ХОЧЕТ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ, ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, КАК ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ!

Какие могут возникнуть ситуации
Даже не подозревая, мы оказываемся в ситуациях, когда:
- наша собака спит ще она хочет, но никто не спит на ее месте;
- она съедает все, что есть, а мы довольствуемся тем, что остается;
- она может стать победителем во всех силовых играх и потасовках;
- в повседневной жизни мы проявляем внимание к ее особому положению;
- мы разрешаем ей опередить нас при выходе из помещения и вынуждены обходить ее, когда собака отдыхает;
- мы моментально откликаемся на требования собаки обратить на нее внимание и, в тоже время, спокойно сносим ее отказ выполнить наши желания.
Все вышеперечисленное относится к правам Альфа-фигуры. Не настаивая на получении особых прав, наши собаки получают их из наших рук добровольно. Если мы уж создали для нашей собаки такие привелегии, следует смириться с тем, что собака будет считать исполнение их нашей обязанностью.
В обязанности Альфа-фигуры должно входить:
а) Быть вожаком стаи - потому, что он стоит во главе;
б) Крепить единство в стае - поэтому вожаки, когда они не во главе, постоянно находятся в движении взад и вперед, но всякий раз, надо заметить, находится где-то недалеко от стаи, держат ее под контролем.
в) Защищать стаю - этим объясняется их агрессивность к другим собакам или любителям бега, которые посмели вступить на нашу территорию.
г) Организовать охоту - именно с целью поохотиться они срываются с мест, когда мы отпускаем их на прогулке.
д) Защищать пещеру - поэтому они агрессивны к посетителям.
Эти и многие другие аналогичные задачи вовсе не делают их плохими, непослушными или агрессивными собаками. Просто они принимают на себя эти обязанности, которые мы бездумно им передаем и продолжаем развивать.

Понять свою собаку
Существует множество фактов, подтверждающих теорию о том, что собаки произошли от волка. Независимо от размера, наши собаки повторяют 85% поведенческих моделей своих далеких предков, характерных именно для стаи.
Суть социальной структуры стаи относительно проста: чем выше ступень, на которой находится ее представитель, тем больше он имеет привилегий.
В случае с нашей домашней собакой, проживающей как бы в смешанной стае (люди и собаки), все выглядит не так просто. Для наиболее комфортного и безопасного сосуществования мы пытаемся обучить собаку нашим человеческим ценностям. Собака способна воспринимать их только на своем собачьем уровне, поэтому усваивает только то, что отвечает ее собачьим представлениям и ценностям.
Как мы уже отмечали, для того, чтобы социальная структура стаи существовала как единое целое, она должна иметь лидера. Если взглянуть на некоторые права и привычки, предъявляемые к лидеру и сравнить их с тем, как строятся наши взаимоотношения с собакой, становятся заметными некоторые расхождения в этих взаимоотношениях, возникает необходимость искать пути для преодоления проблем с "трудными" собаками.
Еще до того, как мы начнем рассматривать конкретные проявления поведения или даже размышлять о дрессировке собак, надо уяснить следующий постулат: собака должна осознать свое место в нашей стае, как нижестоящее по отношению к нам. Далее предлагаются пути бесконфликтного достижения этой цели.
1. Ограничьте свободу передвижения собаки по дому определенной территорией.
2. Не лишайте свою собаку привелегий быть поощренной:
есть, гулять, играть и т.д.; не разрешайте собаке требовать исполнения этих привелегий от вас. Выполнение вашей команды сидеть и ждать ставит ее в зависимое положение.
3. Не разрешайте собаке устраиваться на стульях или кровати. Ограничьте ее место для сна, оставляя за собой право, при необходимости, изменить его.
4. Готовьте пищу в присутствии собаки. Заставьте ее ждать пока не поедите сами. Инстинктивно собака поймет, что вожаку достается лучшее, а ей - остальное.
5. Выбирайте игры, соревнования, в которых вы уверенно сможете победить.
6. При проходе через узкое пространство (дверной проем, тротуар) первым должны пройти вы, а потом уже ваша собака. Собака должна следовать за вами, а не тянуть вас за собой.
7. Сталкиваясь с собакой дома, добивайтесь, чтобы она уступила вам дорогу.
Естественно, существуют тысячи собак, которые не обременены такой зависимостью и это не делает их хуже, что ж, это прекрасно. В конце концов, мы приводим домой собаку для того, чтобы она стала членом нашей социальной группы, нашей семьи, и мы наслаждаемся взаимной любовью, необходимой составной наших с ней отношений. Если собака вам не в тягость и ластится к вам, погладьте ее, если хотите. Если вам нравится смотреть телевизор с собакой на коленях, пусть будет так, если это вам не мешает. Если даже вам нравится, чтобы собака спала в вашей спальне, - что ж в этом плохого.
Любить свою собаку - это просто прекрасно!
Однако, некоторые животные начинают воспринимать данные им привилегии, как свои права внутри стаи и настаивать на получении выгоды от них. Когда подобное случится, простые правила, приведенные в этой главе, помогут справиться с "трудной" собакой и заставить ее подчиняться своему вожаку.

0

5

Отложите на время свои намерения, если собака поставлена в тупик
Как это было продемонстрировано ранее, если собака, приученная получать вознаграждение за определенное действие, неожиданно перестает его получать, то потребуется совсем немного времени для того, чтобы она вовсе прекратила свои попытки выпрашивать награду. Интересно отметить, что нерегулярные и неожиданные вознаграждения сбивают с толку и как бы подталкивают собаку продолжить свои попытки выпрашивать лакомый кусочек, даже если он, в конце концов, будет меньшим, чем ожидалось.
В любом процессе обучения не обойтись без стресса, который как ни странно, усиливает познавательный процесс.
Однако только специалист-дрессировщик знает, когда стресс помогает процессу познания, а когда наоборот - мешает ему. Любая собака способна справиться со стрессом, да вот только мы не всегда являемся экспертами в этом вопросе. Именно потому не следует ставить перед собой невыполнимые задачи и, что очень важно, - уроки дрессировки не должны быть слишком продолжительными, точно так же, как и паузы между ними.
Если ваша собака находится в состоянии стресса, прекратите дрессировку, попытайтесь выяснить, где ваш промах. Через час или через день стресс пройдет и собака покажет значительно лучшие результаты. При этом вы сможете поощрить ее и досконально отработать, отшлифовать приобретенные навыки. Никогда не поощряйте собаку, находящуюся в состоянии стресса, - этим вы только сведете на нет результаты своего труда.
НА ЗАМЕТКУ:
- дрессировка не должна быть слишком продолжительной.
- никогда не пытайтесь отработать еще один прием, когда внутренний голос подсказывает вам, что нужно прекратить дрессировку.

Преодолейте желание сначала подать команду
Как только мы приступаем к отработке команд "Дай лапу" или "Аппорт" трудно преодолеть соблазн начать именно с подачи голосом этих команд. Однако собака не говорит ни на одном из человеческих языков. Поэтому любая команда ею воспринимается как иноязычная до тех пор, пока собака не научится понимать ее значение. Если мы начнем подавать команду, не будучи уверены в правильной реакции на эту команду, появится опасность, что у собаки могут сложиться неправильные ассоциации. Например, собака при подаче команды "Дай лапу" может начать лаять. В этом случае лучше сначала убедиться в том, что собака правильно отреагирует на подаваемую команду и поймет ее, а уже потом называть эту команду.
Существует еще одно заблуждение, которое гласит: "Подал команду - добейся, чтобы собака ее выполнила, в противном случае, она перестанет тебя слушаться". Лично я не понимаю, почему мы вообще должны употреблять понятие "Не слушается", когда речь идет о поведении собаки на ранней ступени дрессировки. Неподчинение хозяину предполагает, что объект дрессировки прекрасно знает, что от него хотят и сознательно не подчиняется команде. Приведу несколько примеров команд, которые любая собака усваивает через собственные ощущения, а именно:
"Сидеть" - команда, по которой моя голова резко дергается вверх, а нижняя часть тела обрушивается на землю (попробуй не выполни!)
"Лежать" - команда, по которой, что-то тяжелое давит на спину и кто-то выбивает из-под меня передние лапы (попробуй не выполни!)
"Рядом" - команда, когда кто-то дергает меня за голову и надавливает на шею (ужасно больно! Все мои попытки не подчиниться только усугубляют дело. Остается только укусить хозяина). Для большинства собак выполнение этих команд будет ассоциироваться с описанными выше ощущениями. Разумные хозяева постараются изменить метод дрессировки своих любимцев, а те бедняги, которые не желают подчиняться командам, будут в конечном счете умервщлены, как собаки не поддающиеся дрессировке или даже как агрессивные. (Напомним, что речь идет об Англии - Ред.)
Но стоит вам познакомиться с техникой дрессировки, как сразу станет понятно, что агрессивность у собак является результатом неправильной дрессировки, такое поведение - это своеобразная форма защиты, особенно, когда собака не понимает, чего от нее хотят.
Как только мы убедимся, что собака совершенно точно понимает, чего от нее добиваются и правильно реагирует на команды, тогда можно команду сформулировать словами.
НА ЗАМЕТКУ:
- не подавайте команду голосом до тех пор, пока не убедитесь, что она правильно выполняется;
- подавите в себе желание скомандовать "фу", когда собака реагирует неправильно. В таком случае собака наказывается самой командой, а при мотивированной дрессировке наказанием является уже то, что она не получила корм в качестве поощрения.
КОММЕНТАРИЙ: Следуя правилам мотивированной дрессировки, вы очень скоро обнаружите, что как только собака начинает понимать, чего от нее хотят, процесс обучения пойдет значительно веселее и интереснее.

Небрежная дрессировка или как возникают проблемы
До сих пор мы рассматривали мотивирование действий, выполнения которых мы добивались с использованием вознаграждения пищей. Однако существуют и другие формы поощрения.
В главе "Вознаграждение через мотивирование" я уже упоминал, что наградой является все, что собака воспринимает, как поощрение. Поэтому иногда, когда это необходимо для достижения конечной цели, может сработать и наказание.
В качестве классического примера можно вспомнить избалованную собаку, которая домогается постоянного внимания к своей особе. Если мы уступим ее домогательствам - мы, тем самым, только закрепим нежелательные навыки. Собака начинает возиться с игрушкой, когда вы разговариваете по телефону, при этом не обращая на нее никакого внимания. Но стоит ей приняться грызть туфель, как вы сейчас же прервете разговор заберете туфель у собаки. В обоих случаях, как правило, вы вынуждены прервать свой разговор. Вопрос: кто кого дрессирует?
Непослушной собака становится в процессе ваших с ней взаимоотношений. Приведем в качестве примера типичную ситуацию. Владелец собаки устраивается в кресле, чтобы посмотреть свою любимую телевизионную передачу, а его любимец Фидо прогуливается взад и вперед перед телевизионным экраном.
- Фидо, уйди!
Фидо, откликаясь, подходит к своему хозяину, продолжая загораживать экран.
- Да уйди же ты, наконец! - оттягивает его за ошейник хозяин. Фидо начинает нравиться эта новая игра и он пытается запрыгнуть хозяину на колени, хотя тот его прогоняет.
- Ну, до чего глупая собака! Я смотрю телевизор! Лежать! Фидо и не думает ложиться, его увлекла эта новая потасовка. Ему скучно, когда хозяин перестает его замечать. Он прекрасно понимает, что как только он подчинится команде
"лежать!", его похвалят и снова оставят без внимания. Хозяин" хорошо усвоил, что нужно заставить собаку выполнить команду и прилагает все усилия к этому: "Лежать, Фидо! Лежать! Ко мне! Сидеть! Сидеть! Лежать! Лежать!" Вот он уже встал с кресла и пытается заставить Фидо улечься.
Наконец Фидо подчиняется и ложится но... ненадолго. Как только хозяин вновь удобно устраивается в свое кресло перед телевизором, пес встает и начинает слоняться по комнате. Хозяин молчит, главное чтобы собака не заслоняла экран. То, что в нарушение полученной команды "Лежать" собака поднялась и начала бродить по комнате, осталось незамеченным. Через 30 секунд собака снова заслоняет экран.
В данном случае наказание за нежелательные действия приняло форму резких команд, рукоприкладства, принуждения
Фидо лечь, что расценивалось самим Фидо, как вознаграждение - на него обратили внимание!
В случае, если бы наказание было более суровым, собака наверняка прекратила бы свои попытки привлечь внимание хозяина, что переросло бы в страх перед ним. Рассматривая подобные ситуации, мы имеем возможность проследить, как возникают проблемы в дрессировке. Большинство владельцев знают, что запрещено наказывать собаку, когда она подошла к хозяину на его зов. У некоторых складывается убеждение, что собаку необходимо поощрять всякий раз, когда она подходит к хозяину. Если Фидо, который носится по парку, моментально среагирует на команду хозяина подойти к нему, то для собаки это означает, в лучшем случае, заслужить похвалу, а затем его берут на поводок и ведут домой. Если же он продолжает носиться по парку, не обращая внимания на команды, и наконец соблаговолит на 37 раз подойти к хозяину, его все равно похвалят (правда сквозь стиснутые зубы), пристегнут поводок и поведут домой.
В данном случае, не подчинившись, можно получить более существенное вознаграждение, чем когда подчинишься. Обучить собаку подчиняться сразу значительно легче, когда применяется вкусовое поощрение, просто похвала или игровое поощрение за то, что подошла к хозяину, а затем следует отпустить собаку опять на волю порезвиться. Правило гласящее, что собаку нельзя наказывать, когда она подошла к хозяину, остается в силе, но только в том случае, когда вы поощрили беспрекословное выполнение команды с первого раза.
Я наблюдал собак, которые могут открыть сумку и рыться в содержимом, которым экстренно необходимо справить нужду именно в тот момент, когда вы разговариваете по телефону, собак, которые озверело носятся за своим хвостом или сторожат каждое движение посетителя. Наконец, я наблюдал собак, издающих душераздирающий вой, когда никто не обращает на них внимания. Если бы вы спросили у владельцев этих собак, как им удалось обучить своих питомцев таким "трюкам", вряд ли бы они смогли что-либо вразумительное ответить. И все потому, что они не поняли главного принципа мотивированной дрессировки: поощрение - это все, что воспринимается объектом дрессировки, как поощрение.

Преодоление проблем
Как было показано в предыдущей главе, поощрение может привести к возникновению проблем. В этой главе мы рассмотрим методы, как можно вообще отказаться от вознаграждения и как отработать новые навыки, держа их постоянно под контролем. Например, займите свое место перед телевизором, выбрав не самую интересную программу. Всякий раз, когда собака будет домогаться вашего внимания, встаньте и выйдите из комнаты. Оставаясь всякий раз одна, собака скоро прекратит свои попытки привлечь ваше внимание. К сожалению, некоторые привычки получают поощрение автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Такие проблемы достаточно живучи. Приведем примеры: охотничий инстинкт (относится к вкусовой реакции), агрессивность против своих собратьев (иногда основывается на половом влечении, а иногда на страхе); агрессивность против людей (в основе - страх и самозащита).
У собак, как и у других животных, общая цель жизни: выжить. Главными источниками выживания остаются: пища и продолжение рода - в обоих случаях необходимо быть в хорошей форме. Существует несколько основных способов выживания:
защищаться (драться), уклоняться (убегать), замирать, подчиняться (выворачиваться). Если собака недостаточно приучена к общению с людьми, она их будет бояться. Вполне возможно, что эта боязнь перерастет в стремление напасть, черта, которую мы намеренно культивируем в некоторых породах собак. Встретив незнакомца, собака своим агрессивным поведением может заставить его ретироваться. ВОТ И ПООЩРЕНИЕ! Встретился мне некто сильнее меня, кто угрожал моей жизни, но стоило мне проявить агрессивность, как враг бежал, а я спас свою жизнь. Вряд ли в таком случае лакомый кусочек сможет отвлечь внимание собаки. Большинство владельцев утверждают, что признаки агрессивности стали проявляться у собаки в возрасте нескольких месяцев, и с каждым разом она становилась все более и более агрессивной. Я могу не согласиться с ними, по-моему, наоборот, положение улучшается, т.к. проявляя агрессивность, собака подавляет в себе страх.
Лучше всего переключить внимание собаки на ее владельца и продемонстрировать иную модель поведения, которая не только может рассматриваться как средство защиты, но и как то, что вознаграждается больше, чем в ранее избранной модели поведения.
Собака и человек, испытывая страх, автоматически выделяют адреналин. В любом случае принимаются во внимание: предыдущий жизненный опыт, происхождение, место действия, эмоциональное и физическое состояние, степень опасности и т.д. Если первая драка прошла успешно, то в следующий раз при подобных обстоятельствах мы обязательно изберем именно эту, удачную модель поведения, т.к. она однажды уже СРАБОТАЛА.
Наказание, особенно неожиданное, такое как полученная затрещина, автоматически вызывает соответствующую реакцию. В одном случае такое наказание может остановить нежелательное действие и животное замрет. В другом случае оно, наоборот, может вызвать ответное желание вступить в драку. Если мы имеем дело с драчуном, можно себе представить, какой эффект это наказание произведет на собаку - взрыв ярости, распространяемый в различные направления. В этом кроется причина того, почему многие собаки более агрессивны на поводке, чем без него, мы их приучаем к этому.
Когда собака обучена ожидать вознаграждение, любой отказ в нем начинает угнетать собаку. А если это продолжается длительное время, собака может просто перестать делать попытки получить награду, она попросту сдается.
Несколько лет назад я исследовал и разработал специальную дрессировочную систему, в основе которой использование звука, как средство прервать нежелательное действие. Оно называется "Дрессировочные диски для собак". Приспособление представляет собой несколько латунных дисков, которые при потряхивании или падении издают необычный звук. Наибольший эффект эти диски дают на первичной стадии обучения собаки. Собака тянется к желанному вознаграждению (я использую для этого пищу), а его неожиданно от нее прячут. Но еще до того момента, когда пища спрятана, диски бросают на пол, раздается неожиданный для собаки звук. Четыре-пять таких упражнений и вскоре звук становится сигналом - отбоем, подавляющим первоначальное желание получить награду.
Приобретенная реакция на диски может быть использована для преодоления ранее закрепленных нежелательных навыков. Стоит только собаке услышать звук, издаваемый падающими дисками, как она отказывается от своих намерений и возвращается к своему хозяину. Поскольку она автоматически переходит в спокойное и расслабленное состояние, хозяин может легко контролировать ее поведение и заставлять выполнять необходимые действия, за которыми обязательно должно последовать вознаграждение.

Заключение
Дрессировка собак становится нетрудной, если мы помним: собака - животное стайное и хорошо знает свое место в стае. Если мы пользуемся у собаки уважением и авторитетом, который заработали без угроз и запугивания, можно быть уверенным в том, что обучить ее командам не составит особого труда, необходимо только помнить о трех видах вознаграждений:
ЦЕЛЕВОЕ. Когда собака сама ищет способ получения вознаграждения.
НЕЦЕЛЕВОЕ. Собака в процессе познания случайно получает поощрение, которое может стать причиной возникновения новых проблем. В данном случае собака становится лучшим дрессировщиком, чем вы сами.
ИНСТИНКТИВНО-НАЙДЕННОЕ. Некоторые проблемы возникают тогда, когда собака находит более привлекательное вознаграждение, чем то, что мы ей можем предложить. Переключая внимание собаки на хозяина, мы как бы предлагаем ей иную поведенческую модель.

0

6

Twati
вы, похоже, очень собак любите? :)

0


Вы здесь » Мир животных » Собаки » Дрессировка собак