Цитата с сайта http://www.agility.ru/School/r_L2.htm
Уважаемый коллега,
добро пожаловать в кликер-тренинг. Кликер-тренинг - это не трюк и не особый метод дрессировки. На сленге дрессировщиков собак кликер-тренинг означает систему дрессировки с использованием положительного подкрепления. Данная система основывается на оперантном научении - системе научных принципов, описывающих такое развитие поведения, при котором животное "воздействует" на окружающую среду, а не наоборот.
Теория оперантного научения базируется на том, как животное изучает окружающий мир; поэтому ее принципы можно использовать в любых условиях. Возможности их в дрессировке собак просто потрясающие. Так, дрессировщики - приверженцы кликер-тренинга разрабатывают варианты применения данного метода в дрессировке полицейских патрульных собак; со служебными и караульными собаками; со щенками, даже до того, как их отнимут от суки; при подготовке собак к соревнованиям по послушанию и аджилити; в охоте, полевых испытаниях и работе по следу; в породных рингах; в классах "хороших манер" для владельцев собак; а также дома.
Кликер-тренинг на самом деле не зависит ни от щелкающего прибора (кликера), ни от лакомства. Кликер-тренинг зависит от подкрепления - всего, что любит собака (игрушки, ласка и т.д.), и своевременности такого подкрепления, что, в свою очередь, обеспечивает передачу информации между дрессировщиком и животным. Мы начинаем с кликера и лакомства, так как они являются отличными приспособлениями для дрессировки, как с точки зрения человека, так и с точки зрения собаки. Вы вместе с вашей собакой будете учиться новому способу взаимодействия.
При помощи кликер-тренинга вы можете научить вашу собаку всему, что она должна знать. После того, как собака научится понимать, какого действия вы от нее хотите и как и когда его нужно выполнить, вы можете заменить щелчки словом, а лакомство - лаской; слово и ласка у вас всегда с собой.
Если вы не будете добавлять новые правила выполнения того или иного навыка, собака, единожды обученная ему с помощью кликера, будет выполнять его в течение всей своей жизни. Когда собака получит несколько навыков, вам больше не понадобиться щелкать или хвалить ее за каждый из них; вы можете поощрять весь репертуар одним щелчком. В конечном итоге вы обнаружите, что вам приходится доставать кликер только для того, чтобы отточить реакцию собаки или научить ее чему-нибудь новому, или просто повеселиться: кликер-тренинг - это развлечение для вас обоих.
СОБАКА и ДЕЛЬФИН
(лекция первая)
Собаки, дельфины и дрессировка
Если вам приходилось видеть шоу дрессированных дельфинов в океанариумах или по телевидению, вы, скорее всего, знаете, что дельфины кажутся удивительно обучаемыми животными. По команде они демонстрируют точное выполнение разнообразных номеров, включая великолепные акробатические трюки и общение с другими дельфинами и людьми-пловцами. Аудитория восхищается тем, с каким желанием дельфины отзываются на команды, и насколько они, должно быть, умны; разве не было бы прекрасно, если бы собаки также замечательно отзывались на команды?
Но, как известно нам, дрессировщикам дельфинов, правда заключается в том, что дельфины - не гении, также как и их дрессировщики. Скорость, точность и явное удовольствие от работы, которое видят зрители, целиком и полностью обусловлены теми принципами, которыми мы руководствуемся при дрессировке дельфинов. Те же самые приемы могут использоваться и в дрессировке собак.
Исключение наказания с самого начала
Первая вещь, которую следует учитывать, говоря о дрессировке дельфинов - то, что мы работаем с животным, которое невозможно наказать. Не важно, насколько вы разозлились - даже если животное нарочно доводит вас до белого каления, например, обрызгав с ног до головы, - вы не можете ему отомстить. Вы не можете использовать поводок или хлыст, или даже кулак, потому что животное просто уплывает. Вы не можете морить дельфина голодом, пока он не начнет подчиняться. Дельфины получают необходимую им пресную воду из рыбы, которую они едят; если не давать им рыбы, очень быстро произойдет обезвоживание, животные окончательно потеряют аппетит, а затем умрут. И наконец, вы не можете даже накричать на дельфина, так как ваши крики ему безразличны.
Возможно, вы подумаете: "Держу пари, что я смог бы придумать, как наказать дельфина…". Я тоже держу пари, что вы смогли бы; но это неважно, так как дрессировщикам дельфинов это не нужно. Дрессировщики могут заставить дельфина выполнять все, что им требуется, используя только положительное подкрепление: в большинстве случаев, свистнув один-два раза в дрессировочный свисток и имея при себе ведро рыбы. Мы "формируем" каждый навык путем положительного подкрепления. Мы используем положительное подкрепление, чтобы добиться быстрой и правильной реакции на команды - чтобы достичь послушания. Мы даже можем использовать положительное подкрепление, чтобы дисциплинировать животное - чтобы держать под контролем плохое поведение, например, нападение на соседа по бассейну или отказ проплыть через ворота. Такое изощренное использование положительного подкрепления приводит к тому, что животное работает великолепно и с удовольствием.
Методы, которыми мы пользуемся при дрессировке собак, зачастую предусматривают применение силы, как для того, чтобы заставить собаку выполнить требуемые движения, так и для того, чтобы скорректировать собаку, когда она делает неизбежные ошибки. Хотя мы можем также использовать похвалу и ласку, собака обязательно испытывает смущение, страх и, возможно, даже физическую боль в процессе дрессировки. Некоторые собаки нормально переносят негативный опыт, но дельфины, будучи дикими животными, не будут терпеть подобное обращение. Если бы вам пришлось дрессировать дельфина с применением традиционных методов дрессировки собак, возможно, он и научился бы чему-нибудь, но его работа была бы ленивой, медленной и ненадежной; кроме того, он вполне возможно проявлял бы агрессию к людям. (Это не напоминает вам кого-то из ваших знакомых собак?)
С другой стороны, если дрессировать собаку так, как дрессируют дельфинов, то есть с помощью положительного подкрепления, мы получим собаку которая ведет себя как дельфин: энергичную, внимательную, точную, готовую к сотрудничеству и способную к фантастической работе. Вот как это делается.
Волшебный сигнал: условное подкрепление
Общаясь с дрессировщиками собак, я часто сталкиваюсь с тем, что они ошибочно считают, что положительное подкрепление означает только "лакомство". Это неправильно. Ключевой момент в выработке прекрасного поведения у дельфина - не лакомство. Дельфин работает не за рыбу; дельфин работает за свисток. Звук свистка - это тот самый волшебный сигнал, который вызывает то самое прекрасное поведение.
Первый шаг в дрессировке дельфина - приучить его к тому, что каждый раз, когда он слышит свисток, должна появляться рыба. Когда животное поймет, что свисток означает "Сейчас будет рыба", дрессировщик может использовать свисток, чтобы выделить то действие, которое ему нравится, а затем постепенно сформировать или развить что-то более сложное, например, реакцию на команду.
Например: предположим, что в некоторых случаях дельфин слышал свисток (и позже получил рыбу), когда он выпрыгивал в воздух. Вскоре он может начать прыгать каждый раз, когда видит дрессировщика. Потом ему дадут возможность понять, что прыжки "срабатывают" только тогда, когда у дрессировщика поднята рука. Таким образом, поднятая рука становится "зеленым светом" к прыжку, как и должно быть.
Дрессировщик может постепенно добавлять другие условия - "срабатывают" только прыжки, направленные от него к зрителям; превышающие 120 см (4 фута); прыжки в течение трех секунд после поднятия руки. В результате нескольких занятий дрессировщик обучил дельфина "раскланиваться" точно и по команде; дельфин, в свою очередь, тоже обучил дрессировщика: "Все, что я должен сделать - это выполнить определенный прыжок, когда он поднимет руку, и он немедленно свистнет и даст мне рыбу за каждый прыжок!"
Помните, что свисток не используется для подачи команды. Он не подает дельфину сигнал к началу какого-либо действия - эту функцию выполняют жесты. Свисток сообщает дельфину, во время или в конце действия, что дрессировщику оно нравится, и что дельфин заслужил рыбу. (Тем не менее, вы не обязательно должны ограничиваться лакомством; вы также можете связать условное подкрепление с лаской, игрушкой, или возможностью еще поработать).
Теперь свисток стал условным подкреплением. Говоря языком психологов, лакомство, ласка или другое удовольствие - это безусловное подкрепление - что-то, чего животному хочется даже без специального обучения; свисток, то есть условное подкрепление - это то, чего животному хочется в результате обучения. (Иногда лакомство называют "первичным", а сигнал - "вторичным" подкреплением. Я стараюсь не употреблять эти термины, так как, по моему опыту, зачастую заставляют люди считают, что так как свисток - "вторичное подкрепление", он должен следовать после лакомства. Естественно, это лишает его всякого смысла с точки зрения собаки и делает его бесполезным в дрессировке.)
Почему условное подкрепление так важно
Что получится, если вы попытаетесь научить дельфина по команде выполнять простой прыжок по направлению от вас, не используя свисток? Во-первых, вам скорее всего не удастся сделать так, чтобы животное получало рыбу, находясь в прыжке; поэтому, какой бы прыжок оно ни сделало, оно либо получит рыбу позже, либо не получит ее вообще. Поэтому оно не сможет понять, почему вы вознаградили этот прыжок, а не другой, и что вам понравилось в этом прыжке. Высота? Или, может быть, взлет и приземление? Чтобы выработать прыжок определенной высоты, продолжительности и направления, вам придется устранять неточности методом проб и ошибок, повторяя упражнение множество раз. Если вам повезет, животному (и дрессировщику!) не станет скучно до того, как оно научится выполнять упражнение правильно и надежно.
Из-за описанного недостатка информации дрессировщик, который использует лакомство и не использует условного подкрепления, предвещающего появление лакомства, получает животное, которое энергично работает (пока оно голодно), но медленно обучается. Мы видим это в собаках, которых награждали большим количеством лакомства, не давая им никаких ясных сигналов, почему; такие собаки часто кажутся активными и дружелюбными, но они ничего не знают.
Кроме того, если дрессировщик использует лакомство без условного подкрепления, животное склонно все время смотреть на дрессировщика в ожидании еды. Лошади лезут носом вам в карман, а собаки лижут ваши руки. Дельфины болтаются по учебному бассейну и не сводят глаз с ведра с рыбой. А если наш дельфин постоянно смотрит на дрессировщика, будет трудно научить его прыгать по направлению от дрессировщика к зрителям.
В то же время, установив условное подкрепление, вы сможете без каких-либо затруднений поощрять действие животного, которое происходит на расстоянии от вас, или при котором животное направляется от вас. Животное, у которого хорошо выработана условная связь, будет не только искать еду и заниматься своими делами, но в то же время внимательно прислушиваться, чтобы не пропустить волшебного сигнала, чем бы оно ни было занято: при дрессировке лошадей и собак внимание также играет огромную роль и само по себе является ценным качеством.
Благодаря высокой точности (до долей секунды), которая возможна при использовании условного подкрепления, свисток также точно сообщает животному, чего хочет дрессировщик. Это позволяет вам ясно объяснить ему, чего вы хотите, каждый раз выделяя по одному критерию. Например, дельфин усвоил одно правило ("Прыгай в этом направлении"), и вы уверены в этом, так как дельфин всегда прыгает в нужном направлении, когда вы подаете сигнал. Теперь вы можете добавить в правило еще один критерий. Вы решаете: "Я буду поощрять только наиболее высокие прыжки". Довольно скоро дельфин выучит его ("Я должен прыгать в этом направлении и на эту высоту.")
Этот постепенный процесс может показаться довольно трудным, но на практике это кратчайший путь к выработке сложных навыков. Даже с наивным дельфином, дрессировщик может выработать зрелищное и очень специфичное действие по команде, такое как описанный выше прыжок, в течение двух-трех дней, а иногда, если все идет хорошо, в течение одного десятиминутного занятия. Занимаясь дрессировкой дельфинов, мне и другим дрессировщикам иногда удавалось в течение одного занятия "поймать" действие, сформировать на его основе что-то особое, и связать его с командой.