ХВОСТ
Прямой, вздыбленный трубообразно, говорит: я здесь хозяин. Выражает собой среднюю степень довольства жизнью и крайнюю – довольства собой. Как стандарт – такой хвост знаменует собой горделивый рейд кота по личной территории.
Прямой, торчащий вверх, но загнутый на кончике наподобие крючка или двойки, исполняет роль гостиничной таблички: «не беспокоить». Чаще всего встречается, когда котик кушает.
Распушенный хвост, расположенный под углом в 45 (а то и все 60) градусов к земной поверхности, предупреждает: буду драться! Как элемент устрашения применяется наряду с шипением и душераздирающим мявом на басовых октавах. У слабонервных котов встречается вместе с «арочным» спинным выгибом.
Хвост, извивающийся туда-сюда, означает досаду и раздражение. Амплитуда его колебаний прямо пропорциональна степени гнева. Если ваш котик неистово бьет себя хвостом по бокам на манер средневекового самобичующегося монаха, знайте: скоро он пустит в ход зубы и когти.
Свободно свисающий вниз, недвижимый хвост или хвост, окаймляющий мирно покоящуюся кошачью фигуру, не означает ровно ничего. Но в любом случае мягкие филейные части вместе с их гибким продолжением являются главными субъектами кошачьей суверенности. Поглаживания по животу многие кошки еще допускают, легкие прикосновения к попе терпят с трудом. Но горе тому, кто посягает на священный хвост. Такого охальника кошка может ненавидеть всю жизнь. И всякий раз норовить испробовать на нем свои когти…
ЛАПЫ
Прямые, переставляемые с балетной грацией, говорят о превосходстве над условным противником. Напротив, чем ниже котовая посадка, тем больше в его душе неуверенности. По чужой территории кот способен передвигаться на столь изогнутых лапах, что становится похожим на варана, внезапно обросшего мехом.
Иногда домашние барсики радуют хозяев «боковой атакой». На прямых лапах, но с выгнутой спиной кот делает несколько выпадов в сторону человека, а потом отскакивает назад. С виду это такая игра. На самом деле порождение «золотой клетки». Комнатные котики, видящие белый свет только из окошка, ощущают полную зависимость от человека. Поэтому, вроде бы уверенно нападая, они выгибают спину, тем самым, выказывая свой страх перед сильнейшим. Но не «охотится» время от времени кот просто не может. «Кошачье сознание до сих пор живет в джунглях» - сказал Киплинг. И, как обычно, был прав.
От личной несвободы, кстати, проистекает и бесконечное «закапывание» своего «добра» в кафель (если не раскошелится на лоточный спецнаполнитель). В природе кошки ничего такого не делают. Напротив, самые «крутые» представители мяукающего племени специально оставляют экскременты на высокой горке, что бы все видели. И даже оповещают сородичей о завершении процесса пронзительным воплем, на который вся кошачья округа навостряет…
УШИ
Если уши стоят топориком, на макушке, - кот прислушивается. Как опытному акустику-подводнику, в этот момент ему не нужно мешать.
Уши в стороны – расслабляется. Могут также означать болезнь, плохое самочувствие. Если у кота серьезно расстроен желудок, то одно ухо способно висеть выше, другое ниже.
Уши прижаты, зрачки расширены – полсекунды до нападения. Будьте внимательны: ваш котик вошел в раж и снова забыл, что он давно уже не в сельве.
Помимо вышеназванных, всю кошачью братию объединяют комплексные обычаи и привычки. Победный бег после облегчения, например.… Или простое трение о человеческие ноги, которое не несет в себе ничего личного. Условный рефлекс – сказал бы Павлов, всекошачья хитрость – подумаем мы. Но если зверь при этом прижимается к вашей ноге задом – совсем другой коленкор. Это большая милость, знак высокого доверия. То же, если кот без опаски лежит кверху пузом, потягивается и позволяет себя гладить. А если уж мурлыкающее создание, прежде чем свить гнездо у вас на коленях, топчется с минуту другую на одном месте, яростно потираясь о вас ушами, знайте: отныне вы ему брат. И не какой-нибудь, а молочный. Кошачьи психологи считают, что подобные па копируют движения котенка, сосущего материнское молоко. Ощущая самые светлые минуты жизни, животное рефлекторно воспроизводит свои младенческие переживания.
Кроме этого, у каждого кота есть свои, и только свои обычаи и традиции. Кто-то идет к хозяину, зазывно мяуча. Кто-то при виде лакомства встает на задние лапы, а передней машет просительно, как цирковой медведь. Иные вырабатывают особую технику беззвучного мяуканья (мол, силы подать голос уже не осталось). В общем, у каждой кошки по плошке. Но иногда особые привычки, как особые приметы, спасают жизнь. А эту тему – реальная история.
Жил-был кот. Очень любил, когда рубят-режут на кухне мясо. Как заслышит характерный звук – пулей бежит. На задние лапы встанет, передними о столешницу обопрется – и любуется процессом. Все бы хорошо – да раз ушел кот на улицу и не вернулся. Полгода хозяева горевали, всюду его искали – да не нашли. А чуть опосля повадилось на их коврике у двери какое-то страшилище сидеть, кошачьей наружности. Гоняли его, шикали – не помогало. Утром выходят – кот тут как тут. Сидит, в глаза заглядывать пытается. Раз хозяйке чего-то в страшиле знакомым показалось. Пустила оборвыша, решила проверку ему устроить. Взяла доску, ножик и давай мясо резать. А чужак, как ни в чем не бывало, прискакал на кухню, на задние ноги встал, передними о столешницу оперся.… Так, наконец, и признали кота за своего. Позже уже выяснили, как поймали его злые мальчишки, чернилами и тушью облили, дрянью какой-то напичкали. Кот болел, шерсть вся пооблезла. В общем, долго его потом лечили, но вылечили. Тут и сказу конец. А кто слушал, пусть учит кошачью азбуку. Вдруг да пригодится.